Машину завезли - завезут и покупателей! Opel Crossland
Пламенный трибун революции Лев Давидович Троцкий любил повторять: «результат - ничто, движение - все». В приложении к нашей сегодняшней повестке эта фраза расшифровывается так: имея в активе уверенный спрос на большие вагончики серии К0 (Peugeot Traveller) и растущую популярность «каблуков» В9 (Peugeot Partner/Citroen Berlingo), то есть локализованных в нашей стране «французов», можно позволить себе поэкспериментировать и с импортом Опелей. Маленький Crossland - не самый подходящий для этой цели кандидат, однако не будем сгоряча ставить на нем крест. Как сказал великий маркетолог А. П. Чехов, если в первом акте на сцене лежат грабли, значит, в третьем они обязательно выстрелят - не наступать же на них…
За два дня поездок у нас набралась тьма-тьмущая впечатлений от Crossland, и большей частью - противоречивых. С какого конца начать рассказ, мы так и не придумали, посему стартуем с коротенькой исторической справки, которая, вероятно, поможет нам более взвешенно оценить этот маленький SUV, завозимый к нам из испанской Сарагосы.
В 2012 году началось тесное техническое сотрудничество General Motors и Peugeot-Citroen. В рамках этого взаимодействия «американские немцы» из Opel, который тогда принадлежал GM, положили глаз на французскую платформу PF1, замыслив создать на ней сменщика замечательного, полюбившегося и многим нашим покупателям Opel Meriva. Логика была такова: кроссоверы активно вытесняют универсалы и вэны, а значит, нужно предложить простую, лежащую в той же ценовой категории замену Мериве, причем желательно с сохранением потребительской идеологии.
А какая у Meriva была идеология? Ответ на этот вопрос дает немецкая реклама того времени. Она преподносит ее как лучший транспорт для пожилых людей. Чего стоят одни только двери второго ряда, распахивающиеся против хода движения. Когда тебе за 90 и при малейшем движении болит каждый сустав, важна и такая мелочь, как удобство посадки на второй ряд. Так вот. Crossland в полной мере сохранил эту аудиторную нацеленность, хотя двери у него, конечно, открываются как обычно. При этом под наличие машины того же класса, что и Mokka, маркетологи подвели железный аргумент: наши немецкие пенсионеры никогда не купят Mokka - она слишком молодежная. Может, оно и верно, только как бы не пришлось нашему представительству PSA вместе с Crossland импортировать из Европы и его целевых покупателей…
Обратите внимание на ультракороткий задний свес Crossland - при нем нам насчитали багажник объемом в 410 л по немецкой методике VDA, а если просто перемножить внутренние размеры, то при поднятых спинках задних сидений получится еще на 100 литров больше, правда, до крыши.
Другое дело, что не пенсионерами едиными жив этот маленький кроссовер в Испании и Германии. Вроде как у него уверенные позиции в корпоративных продажах, но ему от этого не легче: наши фирмачи еще менее похожи на своих западных визави, чем люди в возрасте…
Некоторым водителям может показаться, что между экраном бортового компьютера и циферблатами оставлено слишком много «пустого» места, однако это единственная претензия к комбинации приборов. При переводе селектора АКП меняется литера, обозначающая режим трансмиссии. Она - на виду, хотя у многих современных моделей ее принято «прятать».
Итак, перейдем к силовому агрегату - он у нас будет в единственном числе, то есть в виде спарки трехцилиндрового 1.2-литрового турбомоторчика HN04, хорошо знакомого немногочисленным покупателям Citroen C3 Aircross и Peugeot 2008 первого поколения, и 6-ступенчатой «гидромеханики» от Aisin. Интересно, что в самой Германии этот силовой агрегат на Crossland не представлен: в «нашей» версии 110 л.с. он идет только с ручной коробкой, а с «автоматом» - его более мощное исполнение в 130 л.с. Проще говоря, представленную у нас пару «двигатель - коробка» немцы калибровали исключительно для внешних рынков - Алжира, Египта, Украины. Уж не знаю, этим ли объясняется избыточная прожорливость, которую автомобиль показал на нашем тесте, или чем другим, но факт остается фактом. Данные бортового - и в пробочном, и в загородном режиме - так разительно отличаются от паспортных, что мы пока не будем их озвучивать, а оставим до сравнительного теста.
Обратите внимание на колечко с двумя разнонаправленными стрелками. Именно им переключаются вкладки на бортовом компьютере.
Я уверен, что дело именно в калибровках, поскольку на первом поколении Peugeot 2008 с этим же мотором и этой же коробкой я наездил «на дальняк» не одну тысячу километров, при этом мотор показывал ну очень умеренный аппетит. К слову говоря, тот «Пыж», спроектированный опять же на тележке PF1, был лучше приспособлен для путешествий, вероятно, потому и пользовался в Европе огромным успехом. Уж простите, что я сваливаюсь в сравнение нового Опеля с вышедшим в тираж «французом», однако по непонятным для меня причинам «немец» на его фоне выглядит бледновато. Crossland не кажется универсальным автомобилем, скорее каким-то узкоспециализированным, сугубо городским, исключительно асфальтовым. Другое дело, что основные мои претензии - по подвеске и рулевому - очень схожи с теми, что я предъявлял не так давно на первых тестах к Kia Seltos и Skoda Karoq (в меньшей степени), в этом смысле я не исключаю, что это устарел именно я, а упомянутые машины ушли вперед - и Crossland вместе с ними.
Кнопка запуска мотора расположена не очень удобно - ее просто не видно за ободом рулевого колеса с места водителя. Пожалуй, это - самая серьезная и, по сути, единственная претензия к Opel Crossland.
Что касается моторов, в Европе на Кроссланде доступны еще и дизели, однако здесь они идут только с ручной коробкой и такую версию к нам завозить не планируется. Наш менеджмент ссылается на плохие продажи «дизельноручного» C3 Aircross - мол, «механика» для нашего рынка не подходит. Аргумент, мягко говоря, спорный, потому что смотреть нужно не на C3 Aircross, а на раскладку по продажам модификаций Suzuki Vitara, у которого версии с МКП занимают большую долю. Что касается исполнения «дизель + АКП», такие Кроссланды раньше шли на внешние рынки, но с недавних пор штаб-квартира перестала их отгружать.
В кои-то веки - настоящий бюджетный «немец»: лаконичный, с эргономикой по самому высшему разряду, о качестве материалов и сборки даже не говорим - идеально.
Само собой, в доковидные времена я много раз изучал Crossland на автосалонах, однако ездил на нем впервые. И начал с заднего сиденья, предварительно отодвинув «свою» секцию дивана максимально назад. Несмотря на скромную колесную базу, у меня осталось изрядно места для коленей (впереди сидел человек моего же роста - около 176 см), и еще больше - для головы. В этом смысле неудивительно, что воспоминания о Meriva нахлынули сами собой, у машин действительно много общего. Однако когда автомобиль тронулся, воспоминания эти развеялись. Дело в том, что у Crossland оказались очень специфические настройки подвески - и не только задних колес. Любая неровность, любой дорожный стык - это шум и тряска, хотя и умеренная, а на скорости машину еще и покачивает. Свои «пассажирские» ощущения я подтвердил, пересев за руль, хотя в первом ряду все это не кажется таким уж критичным, а вот когда я съехал с асфальта… К сожалению, это было ошибкой: машина никоим образом не приспособлена для движения вне асфальтированных дорог, по крайней мере по части подвески. Ничего более зубодробительного за свою практику я не вспомню.
По возможностям мультимедиа Кроссланду уже непросто соперничать с лучшими образцами китайского автопрома, доступными, - Chery и Geely.
Тут стоит отметить, что Crossland пришел к нам после рестайлинга, который заключался не только в навешивании новой радиаторной решетки и затиранию литеры X с кормы (первые три года машина называлась Crossland Х). Как нам доложили на презентации, конструкторы применили новые амортизаторы с «повышенной компрессией» и «улучшенной плавностью хода». Каких-то конкретных данных по конструктивным изменениям нам добыть не удалось, причем не только по амортизаторам, но и по пружинам, которые тоже заявлены как новые, однако как по мне, так лучше бы уж оставили все как было. Кстати, для «подвесочной» части презентации организаторы взяли девиз «проверено автобанами». Следует ли из этого, что вместе с Кроссландом и его покупателями хорошо бы импортировать к нам и автобаны, хотя бы уж и испанские?..
Новый алгоритм блокировки получил и гидротрансформатор японского «автомата», но и здесь мы вас подробностями не порадуем.
А вот так выглядят «органы управления» анатомическим сиденьем AGR: кнопка со стрелками нужна для изменения наклона подушки, а на оси механического рычага изменения высоты - электрическая регулировка поясничного подпора. На фото снизу - иллюстрация изменения длины подушки (регулировка - механическая).
В Германии машину адаптировали к нашему рынку, например, поддон картера двигателя защищен добротной массивной стальной штамповкой, которая, к сожалению, и ограничивает дорожный просвет. На порожней машине мы намеряли здесь примерно 165 мм, пять из которых «съедает» севший за руль взрослый человек. Эти же 16.5 см обнаруживаем под чашками пружин задней подвески. При этом под порогом и под самой низкой точкой в базе получаем более 21.5 см, правда, опять же на пустой машине. По большому счету низкая защита делает ненужной систему имитации блокировки межколесного дифференциала работой тормозных механизмов - она досталась Опелям от французских машин. Если возьмете две нижних комплектации Кроссланда, которые называются Crossland и Edition, то вместо шайбы системы Intelli Grip в вашем распоряжении будет второй подстаканник. Пользы от него куда больше…
Трехцилиндровый моторчик на холостых изрядно потряхивает, поэтому два балансирных вала для работы под нагрузкой ему просто необходимы, по крайней мере, на руль не передается ни малейших вибраций ни в одном из режимов.
Что касается асфальта. Справедливости ради зафиксируем, что на хороших дорогах Кроссланд действительно показывает высокую плавность хода, не считая упомянутых вертикальных колебаний, возникающих как следствие преодоления стыков и единичных мелких дорожных неровностей. Прилично машина ведет себя и в поворотах, однако радость от маневров несколько меркнет, потому что у рулевого управления очень размыт «ноль».
Вместо подлокотника - складывающаяся центральная секция. Для перевозки длинномерных предметов это хорошо, а вот для пассажиров не очень, особенно если придется облокачиваться на оборотную сторону голой рукой - обшивка оставляет желать лучшего.
При всем при этом и эргономика самого руля, и эргономика салона в целом достойны самых высоких похвал, а уж щиток приборов я искренне считаю лучшим на рынке. Он безупречен и в части считываемости всех без исключения показаний, и в части логики управления данными на бортовом компьютере. Анатомические сиденья AGR - опять же уникальный опелевский продукт, который можно было бы закупать отдельно, ставить на колесики и продавать торговым центрам. Заработали бы больше, чем на машинах…
На верхнем фото слева - блок управления системой контроля дистанции до впереди движущегося автомобиля, справа - месторасположение домкрата. На левом нижнем фото обратите внимание на расположение топливного фильтра. При движении по бездорожью передним ходом его защитит балка, но если водитель решит сдать назад, можно и повредить. Но вообще на Кроссланде лучше на бездорожье не съезжать.
Коробка - вроде бы проверенный агрегат, на каких моделях только не используется, однако и она на сей раз не впечатлила. При длительном движении с небольшими скоростями - около 20–40 км/ч (а мы в таком режиме проехали около часа) - она подергивала при переключениях со второй на третью и обратно, чего прежде я за ней не замечал. А вот ручной режим отнюдь не бесполезен. Более того, будущий владелец Crossland обязательно должен его освоить. Дело в том, что в 110-сильной версии мотора HN04 для нашего рынка инженеры чуть сдвинули полку момента вперед: в Европе она начинается от 1750 об/мин, у нас - от 1500. Сама полка короткая - что-то около тысячи оборотов, и после нее кривая тяги на внешней скоростной характеристике стремится резко вниз. На практике это оборачивается весьма ощутимым недостатком ньютон-метров в среднем и верхнем диапазонах, к примеру, при обгонах на магистралях.
Даже если вычесть из цены Crossland нынешние утильсбора, которые мы дарим государству, вряд ли ценник «немца» можно будет назвать конкурентным.
Что же у нас в сухом остатке? Понятно, что в сегменте В-кроссоверов нашего рынка есть тьма-тьмущая автомобилей, которые хуже, чем Crossland, как по отдельным потребительским качествам, так и по совокупности. Скажем, на Duster совершенно невозможно ездить на дальние расстояния, Creta - очень шумная и не слишком комфортная, Changan CS35 Plus, оснащенный таким же Aisin, что и Опель - непредсказуем по надежности и т. д. Но. У всех этих машин есть одно преимущество перед Crossland: они дешевле, причем сильно, даже завозимый из Китая Changan. И поскольку основная масса покупателей голосует у нас исключительно деньгами, это ставит перед представительством PSA нетривиальную задачу: при сохранении минимально достойного уровня потребительских свойств предложить дешевый автомобиль. Как ни странно, такой проект потихоньку зреет в недрах офиса Peugeot–Citroen–Opel. Мы обязательно о нем расскажем, а пока ограничимся осторожным оптимизмом нашего менеджмента бренда, который к 2025 году планирует открыть дилерские центры во всех городах, формирующих 90% спроса, и каждый год до того запускать по одной-две новинки. Как говорится, пожелаем удачи в бою…
Автор: Сергей Арбузов
-
Чем меньше, тем больше: Opel Crossland
Словно насмехаясь над скептиками, Opel говорит: «а мы продолжаем», и выводит на рынок шестую по счету модель, намекая на долгосрочную перспективу бренда. Opel Crossland намерен играть в классе субкомпактных кроссоверов B ...
Avtovzglyad -
Что общего у Opel Crossland с немецкой крепостью
Хотя испытуемый всеми силами стремился доказать, что является наследником традиций уважаемой немецкой марки, мы обнаружили в нем также новаторские решения французского происхождения. ...
Motorpage